Проблема развития малого и среднего бизнеса давно являлась одной из ключевых проблем нашей страны, решение которой в строго необходимой степени требовалось для наращивания темпов экономического развития. Уровень актуальности данной проблемы в высшей степени обострился в связи с введением санкций против России странами Запада и последовавшим за этим ответом в виде контрсанкций. Это привело к возникновению суровых условий ведения предпринимательской деятельности для субъектов малого и среднего бизнеса и замедлению экономического роста.
Вместе с тем, с самых высоких трибун регулярно звучали и продолжают звучать заявления о неминуемом оздоровительном эффекте подобных условий, потому что, по оценкам ряда экспертов, сложившаяся ситуация рынка заставит сектор МСП приспосабливаться и решать задачи по импортозамещению и диверсификации экономики страны.
Из интервью Д.Мантурова газете «Ведомости»
Таким образом, на малый и средний бизнес возложена фундаментальная роль в решении задач по ускорению темпов экономического развития страны. Каковы же перспективы этого развития? Что делать государству и как бизнесу помочь самому себе в условиях кризиса и «санкционных войн»?
Роль малого бизнеса в экономике
Малый бизнес является одним из основных элементов рыночного хозяйства. Он способен оживить экономику, формируя необходимый сегодня средний класс, который должен составлять значительную долю активного населения в экономике. Западные страны отводят ведущее место именно малому бизнесу. Рост экономики в западных странах связывают именно с возрастанием значимости МСП сектора, и там ему сознательно отводится ведущее место.
Развитие малого бизнеса способствует сокращению числа безработных, росту уровня доходов населения, развитию конкуренции, увеличению налоговых поступлений в бюджет, обеспечению благоприятных условий формирования потенциала в науке и производстве.
Тем не менее, российская и зарубежная практика свидетельствует о важности госвмешательства в развитие малого бизнеса для выполнения им общественно значимых функций. Действующие условия кризиса и санкций, а также ограниченности бюджетных средств подталкивают к необходимости выбора эффективных механизмов и новых методов стимулирования развития предприятий.
Основные инструменты господдержки малого бизнеса в США и странах Европы
Осуществление эффективных и действенных мер политики государства предполагает наличие реального представления об актуальном состоянии МСП сектора и особенностях его развития в стране.
Что с малым бизнесом сейчас?
Под малым бизнесом понимается совокупность мелких и средних предприятий, являющихся участниками экономического рынка. Согласно Единому реестру субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации по состоянию на 10.09.2019 соответствующих субъектов насчитывается 5 813 278, при этом малых предприятий – 225 556, средних предприятий – 16 977, микропредприятий – 5 570 745. Сумма среднесписочной численности работников, занятых в данных субъектах составляет 15 428 476 человек.
Количество субъектов малого и среднего предпринимательства в России согласно данным ФНС.
По сравнению с аналогичными данными годичной давности наблюдается резкая отрицательная динамика. Количество субъектов уменьшилось более чем на 100 000. За год прекратили свое существование около 80 000 микропредприятий, 25 000 малых предприятий и 2 000 средних. Общее количество работников сократилось на полмиллиона человек.
Вклад МСП сектора в ВВП России относительно развитых европейских стран минимальный.
Доля малого и среднего предпринимательства в ВВП РФ за период 2012-2017 гг.
Как видно из предложенной выше статистики доля МСП в ВВП России снизилась до минимального уровня в 2014 году, во время усиления мирового экономического кризиса и введения экономических санкций против нашей страны. За представленный период показатель доли МСП не превышал 21,2%. В 2018 году он по-прежнему сохраняется на уровне 21%.
Роль малого бизнеса в экономике РФ остается довольно незначительной. Доля малых предприятий в валовом внутреннем продукте России, точно также, как и занятость населения на таких предприятиях чрезвычайно малы по сравнению с аналогичными показателями экономически развитых стран.
Малый бизнес в западных странах является непосредственным источником роста экономики страны. Там существует настоящий культ малого предпринимательства, в результате чего преобладающая часть американского и европейского бизнеса относится именно к категориям «малого» и «среднего».
Государственная политика России, направленная на поддержку малых предприятий, неэффективна. Если мы обратим внимание на отраслевая структуру МСП, то увидим, что высокие темпы развития наблюдаются лишь в сфере оптовой и розничной торговли, которая составляет 37% от общей доли МСП, 21,7% принадлежит предприятиям, осуществляющим операции с недвижимым имуществом, далее идут строительные организации.
Структура малого и среднего бизнеса по видам экономической деятельности в 2019 г.
Сложившееся положение требует реорганизации структуры МСП посредством разработки мероприятий, создания норм и реализации программ, направленных на увеличение доли малого и среднего бизнеса в различных отраслях экономики.
Что делать государству?
Основными направления повышения эффективности функционирования малого и среднего предпринимательства следует считать:
- Улучшение условий кредитования. Понижение ставок и решение проблем залогового обеспечения.
- Выработка новых кредитных программ. Долгосрочные займы для инновационных компаний с высокопроизводительными рабочими местами.
- Предоставление грантов. Прежде всего для предприятий в сфере сельского хозяйства, промышленности, товарного производства, высоких технологий, социальных услуг.
- Создание комплексной инфраструктуры объектов, оказывающих помощь предпринимателям.
- Постоянный мониторинг эффективности предпринимаемых мер и их совершенствование.
Также важно отметить, что одной из ключевых причин, позволяющих успешно развиваться малому бизнесу, является целостное налоговое законодательство и налоговые льготы. Практика зарубежных стран в этой области и их опыт построения системы налогообложения в сфере малого бизнеса не может не вызывать интереса.
Так, в большинстве развитых стран малому бизнесу на законодательном уровне присваивается статус особого субъекта госрегулирования. Социальная и экономическая значимость МСП сектора определяет особенности его налогообложения, которое ориентировано на долгосрочные цели экономического развития и привязано к реально существующим экономическим пропорциям внутри данного сектора.
Результатом такой политики экономически развитых стран является создание благоприятной макро- и микроэкономической среды в равной степени для предприятий любого размера.
Что делать бизнесу?
Кризис и санкции повлекли за собой возникновение массы проблем, большая часть которых остаются актуальными и сегодня:
- недостаток оборотных средств;
- снижение курса рубля / валютная нестабильность;
- снижение спроса на продукцию;
- недоступность заемных финансовых ресурсов;
- ухудшение условий поставки сырья и комплектующих;
- сокращение объемов производства компании;
- сокращение инвестиционных программ компании / их перенос на более поздний срок;
- невозможность оснастить организацию новым оборудованием, технологиями из-за ограничения импорта товаров, работ, услуг.
Без поддержки со стороны государства бизнес, конечно, не справиться со всей этой массой проблем, но, чтобы оставаться на плаву в текущих условиях, ему необходимо применять всевозможные уместные для конкретной компании антикризисные меры, среди которых наиболее распространены:
- сокращение расходов;
- реализация программ по внедрению энергосберегающих и ресурсосберегающих технологий;
- оптимизация затрат предприятия без снижения выпуска продукции;
- продажа непрофильных активов;
- повышение цен;
- переориентация на выпуск иной продукции;
- сохранение/увеличение инвестпрограмм;
- сокращение производства/оказания услуг.
Несмотря на тяжелое положение, в котором оказался бизнес в результате введения санкций и влияния мирового экономического кризиса, у него появился ряд возможностей. К ним относят:
- импортозамещение;
- увеличение рынка сбыта продукции и услуг компаний внутри страны;
- рост конкурентоспособности;
- диверсификация бизнеса;
- заключение новых госконтрактов;
- рост экспорта.
Описанные выше пункты неоднозначны и носят дискуссионный характер. Позитивные оценки санкций со стороны государства не всецело разделяются бизнес-сообществом. Так, согласно статистике Российского союза промышленников и предпринимателей, влияние санкций на процесс импортозамещения рассматриваются позитивно только половиной опрошенных компаний.
Опрос РСПП «ПОСЛЕДСТВИЯ ВВЕДЕНИЯ САНКЦИЙ ДЛЯ РОССИЙСКОГО БИЗНЕСА». В опросе принимали участие 55 компаний.
Заключение
В условиях экономического кризиса и санкций представители малого и среднего предпринимательство страдают одними из первых, поскольку менее всего защищены от внешних экономических воздействий. Предпринимаемые многочисленные попытки правительства обеспечить поддержку малого предпринимательства, выражающиеся в налоговых каникулах, грантах, кредитах, субсидиях, льготах и прочих мерах, не позволяют выйти ему на должный уровень развития. Государству необходимо выработать комплексный подход, который бы включал использование всех инструментов государственного регулирования и опирался на опыт ведущих европейских стран и США. Только с помощью грамотной поддержки со стороны государства МСП сектор сможет занять свое место в экономике РФ и стать решением ее современных проблем.